Обратная связь
Close
Пишите нам — мы на связи!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Программа
"Организационное развитие"

Четвёртый семестр
"Объяснения и риторика"

  • Для всех, кому нужно принимать рациональные решения и убеждать окружающих в том, что их надо принимать всерьёз;
  • Для тех, кто хочет принимать не любые решения, а решения этичные - разобраться, наконец, с тем, "что такое хорошо, что такое плохо" и почему всегда есть недовольные.
Семестр "Объяснения и риторика" - это обзор практик рациональности, базирующейся на проверяемых экспериментами причинно-следственных объяснениях. Прежде всего речь идёт о принятии не любых решений, а рационально обоснованных решений. Эти решения должны быть этичны, то есть учитывать конфликты между самыми разными агентами и их группами: все хотят выжить в жёсткой конкуренции за ресурсы, и хорошо бы, чтобы это не было за счёт других. Затем эти решения надо будет объяснить множеству агентов: как людям, так и AI-агентам, но ещё и организациям (множеству людей и компьютеров). И не просто объяснить, но и убедить дальше этих агентов действовать в поддержку этих решений. Поскольку современные агенты не логические машины, а нейронные ("мокрые" у людей и кремниевые у AI-агентов) сети, которые прибегают к помощи логических машины только в случае серьёзных затруднений, нужны особые методы убеждения, в том числе рассказывание историй.

Четвёртый семестр "Объяснения и риторика", как и вся шестисеместровая программа "Организационное развитие", нужен для того, чтобы преодолеть границы общения в хорошо знающей друг друга команде (хотя он и для этого тоже полезен), но выйти в более широкий круг общения, подразумевающий общение в сообществах. Семестр содержит новые курсы (пока они в разработке), аналогов которых нам неизвестно. В них речь идёт не о поп-теориях, а о современных, лучших на сегодня теориях, лежащих в основе всех затрагиваемых дисциплин интеллект-стека как мыслительных практик сильного интеллекта: рациональность, познание/исследования, этика, эстетика, риторика. Курсы семестра учитывают приход программ искусственного интеллекта в инженерию, обучение и менеджмент.

Время, требуемое на прохождение тренинга четвёртого семестра: 55 дней примерно по два часа в день на прохождение онлайн-курсов с поддержкой в чатах, плюс двадцать дней (раз в неделю) по два часа на занятия в группе. Всего за семестр предполагается примерно 150 часов занятий по два-три часа в день на пятидневке. Это примерно 5 вузовских европейских кредитов (один кредит 30 часов), вы получаете их за четыре месяца.

Мы учим менеджменту быстрее, чем вузы. У нас расчёт на 2-3 часа самостоятельной работы в день на пятидневке, а в вузовской магистратуре это будет 6 часов в день ежедневно, по загрузке вуз - это "учёба как работа". Дополнительная экономия у нас будет за счёт времени домашних заданий: значительная часть их сдвинется на рабочее время, ибо делается на материале ваших рабочих проектов (это не упражнения в порядке учёбы, это задания в порядке работы).
Что можно получить от программы
по словам выпускников
«Как инженер, я начал понимать, о чём и как говорить с менеджерами и предпринимателями, и быстро со всеми договорился»
«Я уже много знал о менеджменте, но сейчас это знание разложилось в голове по полочкам, и наконец-то я смог его использовать в работе»
«Только после ваших курсов я понял, чему меня учили на MBA»
«Десять лет занимался архитектурой предприятия, но только сейчас понял, что это такое»
«Получил предложение стать директором по развитию прямо во время ваших курсов, когда руководство увидело рабочие результаты выполнения мной домашних заданий»
«Как владелец фирмы, по итогам ваших курсов я выработал стратегию, обсудил её с менеджментом и инженерами, запустил программу корпоративного развития и после этого перестал нервничать»
«Смог поднять голову, оглядеться, и выскочить из колеи многолетней рабочей рутины»
«Стал ощутимо быстрее разбираться с новыми проектами. Коллеги говорят, что я стал системно мыслить»
В каких ситуациях полезна программа
  • Когда самые разные "инженеры в душе" (в том числе и менеджеры, и бизнесмены сейчас) столкнулись с тем, что их проекты становятся сложнее, в них задействуется много людей, и нужно получить hard skills по менеджменту в его связи с инженерией. Приходится много общаться с менеджерами, и хотелось бы знать, что у менеджеров в голове, но знать это хотелось бы на уровне hard skills, а не "понимать интуитивно".
  • Когда вы прошли программу MBA, но это не принесло счастья. Наша программа построена на современном материале третьего поколения системного мышления, которое обычно не затрагивается ни курсами MBA, ни инженерным образованием, поэтому точно показывает, где именно стыкуется менеджерская и инженерная работа, когда и какими практиками пользоваться, как организовать своё мышление в сложных производственных ситуациях, которые невозможно поделить на "инженерные" и "менеджерские" (и даже "предпринимательские").
  • Когда вы уже собственник бизнеса, но планируете серьёзные изменения в растущей организации. Вы после окончания программы будете лучше понимать, что и как происходит в ваших предприятиях и как вам разобраться со своими предпочтениями и умениями в части работы, если вынести за скобки неизменное "хочу выйти из операционки" (как будто инженер тоже не хочет выйти из своей "операционки" и ему не надоело писать код/сидеть в САПР, или менеджер не хочет, чтобы он всё организовал - а дальше все как-то сами!).
Особенности данной программы
Программа претендует на усиление интеллекта (в неё включены курсы фундаментальных дисциплин), готовит к тому, как думать о неожиданностях и осмысленно на них реагировать.
В программе даётся полноценное системное мышление. Ваш менеджмент будет системным.
Даются важнейшие объекты для удержания внимания на них в проекте. Нет надежды, на то, что вы будете удерживать это внимание без помощи компьютеров, программа обсуждает софт организационного моделирования.
В части моделирования предприятия и стратегирования упор делается не на диаграммную технику и дорогие моделеры визуальных языков, а на современный корпоративный софт поддержки деятельности (productivity tools) — notion.io, coda.io, confluence, MS Lists, airtable.com, Google Tables и т.п.
Упор делается не на психологические и социальные проблемы «менеджмента и предпринимательства как работы с живыми людьми» (конечно, лидерство в курсе рассматривается, но это небольшая часть курса), но на менеджмент как инженерию организации.
Кроме системного менеджмента в курс включены материалы по предпринимательству: стратегирование корпоративное и личное.
Время, тебуемое на прохождение семестра: два-три часа в день на протяжении примерно 20 недель. Это в среднем 10 часов в неделю асинхронно самостоятельно с поддержкой в чатах и ещё 8 часов раз в две недели в группе с преподавателем. За 4 месяца это 10*20+8*10=280 часов, примерно 280/30=10 европейских кредитов по 30 часов кредит.
Мы учим менеджменту быстрее, чем вузы. Вузовский семестр - это 25 кредитов, а у нас за в семестре даётся 10 кредитов, и их хватает. У нас расчёт на 2 часа самостоятельной работы в день (кроме дней с преподавателем), а в вузовской магистратуре это будет 6 часов в день ежедневно, "учёба как работа". Дополнительная экономия у нас будет за счёт времени домашних заданий: значительная часть их сдвинется на рабочее время, ибо делается на материале ваших рабочих проектов (это не упражнения в порядке учёбы, это задания в порядке работы).
Эти инвестиции времени для вас - плата за спокойствие и уверенность в жизни, типа той же пары часов в день занятий спортом (или сексом, кому как) как части платы за поддержание здоровья. А тут плата за поддержание интеллекта.
Что вы получите в программе
помимо ясности в голове
Уверенность
Если вы не очень уютно чувствуете себя на своём рабочем месте и не очень справляетесь с теми менеджерскими задачами, которые вам приходится решать, то после прохождения программы вы станете ощутимо спокойней, у вас появится уверенность в ваших действиях.
Понимание
Вы перестанете смотреть на предприятие как загадочный клубок беспорядочно действующих людей. Вы сможете увидеть предприятие прежде всего как набор практик, которые выполняют играющие свои профессиональные роли люди — каждый в меру их таланта и обученности. И вы будете понимать, что делать, о каких важных объектах думать прежде всего.
Планы развития
Вы получите знания, которые сможете использовать не только на работе в компании, но и для работы над собственными жизненными стратегиями.
Содержание программы
Объяснения и риторика
(только для тех, кто уже освоил программу первых трёх семестров, включающую курсы "Моделирование и собранность", "Системное мышление", "Методология", "Системная инженерия", "Инженерия личности", "Системный менеджмент")

В четвёртом семестре плотность подачи материала увеличится (как и в любом вузе), но вы с этим справитесь, ибо уже три семестра тренировались в том, как разбираться с новыми сложными ситуациями. Эти новые ситуации встретятся вам не только в ваших проектах, но и в нашем четвёртом семестре, но после первых трёх семестров они не будут казаться такими сложными.

В ходе четвёртого семестра вы научитесь:
  • Определять, дают ли вам рациональное объяснение, связывающие причины и следствия, или просто художественно описывают ситуацию.
  • Самостоятельно создавать объяснения, проводить исследования, ставить эксперименты в инженерии, менеджменте, бизнесе, обучении.
  • Брать объяснения всерьёз (класть их основой для собственных действий), принимать этичные решения на основе объяснений.
  • Убеждать других людей в принятых решениях, донося до них объяснения.
В ходе семестра выполнение задач будет идти на материале ваших проектов, так что ваша работа получит немедленную пользу. Оба курса семестра можно рассматривать как один большой курс, для удобства поделенный на части "Создание объяснений" и "Этичная риторика" (вы будете проходить эти курсы последовательно, а не как обычно в вузах "все сразу параллельно"). Дальше вы пойдёте заниматься по программе пятого семестра "Инженерии себя". После четвёртого семестра вы можете задумываться о получении квалификации "Реформатор" (умеете только договорить окружающих между собой внутри организации, но и выйти за пределы организации, организовывать сообщества).

Содержание четвёртого семестра:
1. Создание объяснений:
В ходе семестра выполнение задач будет идти на материале ваших проектов, так что ваша работа получит немедленную пользу. Оба курса семестра можно рассматривать как один большой курс, для удобства поделенный на части "Создание объяснений" и "Этичная риторика" (вы будете проходить эти курсы последовательно, а не как обычно в вузах "все сразу параллельно"). Дальше вы пойдёте заниматься по программе пятого семестра "Инженерии себя". После четвёртого семестра вы можете задумываться о получении квалификации "Реформатор" (умеете не только договорить окружающих между собой внутри организации, но и выйти за пределы организации, организовывать сообщества).

Разделы курса:
  • Причины и следствия
  • Контрфактическое мышление
  • Рациональность: догадки сначала, обоснование потом
  • Измерения
  • Эксперименты
  • Теории решений
Планируется, что часть материалов курса может быть поддержана факультативом: прикладным курсом по причинности, предусматривающим профессиональный уровень квалификации.


2. Этичная риторика
Курс даёт умение побуждать к этичным действиям на основе принятых всерьёз объяснений. В курсе даётся системная (многоуровневая) этика на основе понимания конфликтов агентов разных системных уровней, а также риторика на базе понимания использования двух разных теорий понятий (прототипной и теоретической) в коммуникации объяснений. Этичная риторика используется в лидерстве, продвижении товаров и услуг, методической и преподавательской работе.

Разделы курса:
  • Конфликты системных уровней и неустроенность
  • Понятие этики
  • Агенты, агентность, коллективы и сообщества агентов
  • Системная (многоуровневая) этика
  • Школы коммуникации (Грайс, уличная эпистемология и другие)
  • Понятие риторики
  • Теории понятий
  • Объяснительные нарративы
  • Стилистика и эстетика
  • Коммуникация на разных масштабах времени

Автор курсов четвертого семестра: Анатолий Левенчук.
Преподаватели курсов третьего семестра: Виктор Агроскин.
Инструкторы курсов первого семестра: Юлия Чайковская и Владимир Бодров.
Сравнение форматов обучения на курсе
Самостоятельное изучение
Самоорганиз-я группа
Группа с инструктором
Группа с преподавателем
Платформа Aisystant для отслеживания прогресса
Учебные материалы и тексты заданий для выполнения
Клуб ШСМ для мышления письмом и социальной коммуникации
Совместное и индивидуальное рабочее пространство в coda
Библиотека видеозаписей встреч
Чат группы в Телеграм
Еженедельные групповые занятия в чате группы
Проверка и обсуждение ДЗ на тренинге, обратная связь в чате группы и в клубе ШСМ
Стоимость
700₽ в месяц
5 600₽
48 000₽
150 000 ₽
Если хотите оплатить иностранной картой, то напишите на info@system-school.ru.
Если вы хотели бы переговорить с нашими сотрудниками и получить оперативные ответы,
то напишите нам в Telegram @ssm_tg.
* для юридических лиц стоимость курса повышается на 15%
(запрос на счёт направлять по адресу info@system-school.ru)
Как ведутся занятия
Занятия с преподавателями и инструкторами ведутся в онлайн (видеочат в телеграм), во втором семестре кроме онлайна есть опция очного посещения занятий в офисе в Москве. Все занятия записываются на видео, записи доступны участникам группы (но не публикуются вовне). Часть домашних заданий требует публикаций тематических эссе в блоге и комментирования их студентами, выпускниками, преподавателями и инструкторами, Школа предоставляет для этого свой онлайн-клуб.

Преподавательская и инструкторская работа в классе:
  • основной материал программы изложен в онлайн-курсах, поэтому инструкторы и преподаватели в классе не занимаются объяснением материала, хотя могут комментировать трудные моменты и дополнять материал онлайн-курса своими новыми наработками
  • на занятиях основное время уходит на проводимый преподавателем групповой разбор рабочих (не учебных!) ситуаций студентов. Это обычное семинарское занятие в вузе, когда студенты отвечают на задаваемые им вопросы, только вопросы задаются по их рабочим ситуациям, а не учебным.
Преподаватели и инструкторы не занимаются сплошной проверкой выполнения всех домашних заданий с выставлением оценок, как это происходит в школах, но контролируют общий ход обучения каждого студента (им доступны результаты прохождения онлайн-курсов). Преподаватели и инструкторы также комментируют тематические эссе студентов в онлайн-клубе и оперативно отвечают на вопросы в закрытом чате потока.
Правила приема
На программу четвёртого семестра принимаются только те выпускники, которые успешно освоили программу с первого по третий семестры. Для записи оставьте свою заявку, мы с вами свяжемся через Telegram.
Используйте наш Бот ШСМ для того, чтобы узнать старт ближайших потоков. А если вы уже выбрали курс, то вы можете войти в планируемый чат потока.

В чате до старта можно задать интересующиеся вас вопросы и получить ссылку на оплату.
Свяжитесь со мной в Telegram
Если бы вы хотели бы переговорить с нашими сотрудниками и получить оперативные ответы,
то напишите нам в Telegram @ssm_tg, либо заполните форму с контактами, и мы с вами свяжемся!
Если ещё не готовы по каким-то причинам начать обучение по данной программе, то приходите на подготовительный курс "Системное саморазвитие" с участием преподавателя или приобретите подписку "Бесконечное развитие" и подпишитесь на Клуб ШСМ.
Что дальше?
После прохождения курсов четвёртого семестра вы будете проходить курсы пятого семестра "Инженерия себя". "Кто везёт, на того и наваливают" - когда вы поумнели, у вас увеличивается рабочая нагрузка, и нужно уделить внимание телу. Семестр посвящён улучшению самочувствия "вдолгую".