Сейчас же прикладные практики постоянно меняются. Старые наработки перестают давать преимущество и не выдерживают конкуренции в новых условиях, и людям приходится чаще обнулять опыт, т. е. учиться заново. Можно быть мастером в токарном деле или в практике SEО-оптимизации, но это не гарантирует быстрого переобучения, если вдруг надобность в вашей компетенции пропадет. Современный мир требует от человека постоянного переобучения, но «отлитая в культуре» модель поведения с прошлого века не поменялась. Интуитивный поиск быстрого повышения прикладной компетенции до сих пор доминирует. Чтобы оставаться
востребованным специалистом в современном мире, конечно, необходимо быть в тренде изменений в вашей профессиональной сфере:
- знать, какие новые прикладные практики появляются и будут ли они полезны в вашей деятельности. Не бежать сломя голову, когда лидеры мнений бегут за agile или blockchain, но и не думать, что AI вас еще долго не затронет;
- быстрее остальных осваивать новые лучшие прикладные практики, достигать мастерства в них, опережая конкурентов.
Однако этого недостаточно: придется
мыслить контринтуитивно, то есть не так, как мыслит большинство. Первое осознание состоит в возрастающей роли мыслительного мастерства, поскольку только оно позволяет эффективно разбираться, фильтровать и быстро осваивать новые прикладные практики. Здесь простым вспоминанием ВУЗовской программы не отделаться. Ситуацию усугубляет то, что фундаментальные дисциплины (
трансдисциплины) с прошлого века тоже поменялись. Например, современное системное мышление кардинально отличается от того, что было в XX веке. Поэтому современное мыслительное мастерство придется ставить почти что заново.
Второе осознание связано с обязательным апгрейдом мастерства собранности, без которого сложные трансдисциплины не берутся. Еще раз вспомните учебу в вузе, и что вам помогало удерживать внимание на учебе в течение семестра и нескольких лет. Тем не менее, сейчас взрослые люди (да и вчерашние студенты) не осознают необходимость правильной исполнении роли ученика. А потому часто приходится наблюдать безуспешные попытки «наскоком взять» сложные фундаментальные дисциплины, с помощью которых формируется мыслительное мастерство. Или вот игровые практики в бизнес-обучении: это не что иное как косвенная помощь взрослому человеку встать в роль ученика. К сожалению, некоторые взрослые утратили компетенцию учиться, и держатся за свой опыт прикладной компетенции, которая, возможно, теряет свою актуальность. Мастерство собранности некоторым взрослым придется тоже ставить заново. Придется заново осваивать умение учиться, собирать себя в кучку и удерживать внимание на учебе в моменте, в течение часов и далее — месяцев.
Как показал пятилетний опыт работы Школы системного менеджмента, низкий процент освоения онтологики и системного мышления связан в том числе с тем, что многие не понимают сути роли ученика, а когда узнают — не исполняют эту роль по методу. Небольшой тест: запланировано ли у вас в графике на ближайшие несколько месяцев как минимум 10−15 часов в неделю на обучение? Вероятно, что такие «долгосрочные» планы обучения мало кто строит, или выделяет намного меньше времени, или не может
систематически входить в роль ученика.
Для этого в ШСМ решили ввести
подготовительные курсы, на которых в первую очередь можно будет обновить мастерство собранности. Например, повысить мастерство по следующим направлениям:
- управление вниманием: планирование и расписание на среднесрочный период, удержание внимания в течение недели, дня, часа и минут; метасознание для присмотром за собой;
- чтение: от систематического чтения до ведения заметок и далее метакогнитивное чтение (медленное чтение);
- написание: регулярное мышление письмом и тестирование своей модели мира путем открытых публикаций;
- говорение: от понимания чужих моделей мира до представления своей модели мира, исходя из онтики (понятий) дисциплины, а потом переводя ее на понятный собеседнику язык; мышление проговариванием;
- культура потребления информации и подбор источников информации, в том числе для проведения исследований по интересующим темам;
- личное стратегирование: работа с возможностями и личными системами;
- ролевое мастерство (не только роль ученика): понимание разницы между личностью как исполнителем проектных ролей и своим поведением «в роли», вхождение, удержание и выход из роли; понимание человеческих потребностей, которые обуславливают вхождение в роль.
Здесь представлена лишь часть необходимых активностей, чтобы достичь мастерства в первичных компетенциях. Но уже из этого списка видно, что для достижения высокой квалификации потребуется время: в среднем, два-три месяца плюс-минус месяц в зависимости от человека. За это время можно подготовиться к освоению сложных интеллектуальных компетенций. Это можно делать параллельно с освоением системного мышления или какой-то прикладной практики. Однако нужно осознавать, что
функционально в процессе обучения привычка учиться ставится отдельно, то есть нужно отдельно удерживать внимание на наработке мастерства в исполнении роли ученика.
Таким образом,
постоянное обучение означает параллельное или спиральное развитие трех видов компетенций — первичные, интеллектуальные и компетенции специалиста. Управление компетенциями — это основа
личной образовательной траектории. Совокупность трех видов компетенций и высокий уровень мастерства в них позволяет человеку быть не только востребованным обществом, но и
жить интересной жизнью. Так, мастерство в современных бизнес-практиках гарантирует профессиональную востребованность. Интеллектуальные практики помогут реализовать свои интересы в самых разных областях — от спорта до искусственного интеллекта. А осознанное внимание первичным компетенциям позволит системно подойти к процессу саморазвития.