2024-2025 учебный год
У всех вас есть проекты, и хорошо бы понимать, что ваша работа над этими проектами как-то полезна (делаете то, что надо, а не что попало) и эффективна (не тратите лишних ресурсов, успеваете вовремя).
Чтобы объяснить полезность вашей работы, надо признать, что она как-то должна влиять на общепризнанную пользу: увеличение скорости выпуска продукции предприятия (причём в обмен на увеличение скорости выпуска продукции будет увеличение скорости входа денег, продукция ведь меняется на деньги).
Вы должны уметь показать причинно-следственную цепочку связи вашей работы над вашим проектом с вот этим увеличением скорости выпуска продукции. Это и будет полезность, иначе предполагаем, что вы заняты ненужным делом.
Когда вы делаете полезную работу, то её нужно ещё и делать эффективно — не только вы вашей работой должны увеличить скорость выпуска продукции всего коллектива предприятия, но вы должны ещё и увеличить скорость своей работы.
Для этого мы научимся определять важные объекты (моделирование), удерживать во внимании эти важные объекты в суете рабочего проекта (собранность), строить цепочки причинно-следственных связей (рациональные объяснения) и показывать, что метод вашей работы действительно приведёт к результату с большой долей уверенности (теория решений), а потом — что вы кроме рассуждений ещё и перешли к работе, и эта работа эффективна (азы операционного менеджмента).
В итоге у вас не просто «какая-то работа», но «рациональная работа», а лишняя нерациональная работа — отсутствует. Скажем, за счёт моделирования ситуаций вы лучше договариваетесь, поэтому у вас нет ошибок понимания — поэтому вам не надо по нескольку раз переделывать результаты работы (rework), лишняя работа поэтому не делается, ваши проекты идут быстрее.
Степеней квалификации на первом семестре проходится две:
Мышление — это функция интеллекта как мастерства решения проблем, которые раньше не встречались ни вам, ни вашим учителям. Для этого вы должны распознавать знакомые вам объекты в незнакомых ситуациях. Для этого мы обучаем некоторой наиболее общей абстрактной модели мира, мы называем эту модель высокого уровня абстракции мета-мета-моделью. В результате полностью новая ситуация будет частично знакомой, вы будете знать как минимум её очень абстрактное описание, которое уже много легче будет конкретизировать, чем выяснять важные подробности «с нуля».
В этой мета-мета-модели у вас будут самые общие важные типы объектов, которые заведомо есть в любой рабочей ситуации: создаваемые системы и их окружения, системы-создатели, методы/способы работы и работы систем. В незнакомой ситуации они точно есть, но вам надо их найти и описать в терминах менее абстрактной модели предметной области (мета-модели) и потом в терминах ещё менее абстрактной модели вашей конкретной ситуации на предприятии.
Системное мышление позволит вам договориться с самыми разными участниками (людьми, AI-системами, целыми организациями) сложных проектов, ибо будете договариваться о важном и обнаруживать ошибки в договорённостях, рассуждая на разных уровнях абстракции.
Курс даст «системную мантру», в которой будет предложена некоторая последовательность логических шагов в рассмотрении создания и развития систем: сначала обсудить пользу системы в её окружении, затем описать устройство системы для получения именно такой пользы, затем обсудить, какими методами такую систему с таким устройством можно изготовить, затем обсудить, какие создатели имеют мастерство в выполнении этих методов. Курс учит системному описанию, где будут минимально четыре аспекта — функциональный, конструктивный, пространственный, стоимостный.
Системное мышление применяется и к частям системы на многих уровнях (говорят, что оно «безмасштабно»), и к живым, неживым и коллективным (предприятия) системам (говорят, что оно «неантропоцентрично»), а также не по отношению к единственной версии системы в ходе её создания, а по отношению ко множеству версий системы, появляющихся в ходе эволюции/развития системы. Курс основывается на третьем поколении системного подхода и опирается не столько на общую теорию систем прошлого века, сколько на современные работы по системной инженерии и физические рассмотрения биологической эволюции, переносимые на техно-эволюцию.
Рассуждения «Рациональной работы» проводятся не с любыми объектами, а именно с системами — целевой, вашей, всеми остальными.
После курса «Системное мышление» вы сможете много быстрее и точнее работать с опорой на знания курса «Рациональная работа», то есть ваши работы будут ещё полезней и эффективней.
Все изменения в мире производятся работами по какому-то методу/способу. Важно различать метод и работу, ибо по одному методу/способу самые разные люди могут вести сотни и тысячи работ. Метод работ известен под разными именами: функция, практика, рабочий процесс, культура, стиль, технология, вид инженерии, вид труда, вид деятельности, way of working. Все методы работы в каком-то рабочем проекте называют метод разработки или инженерный процесс, причём сегодня это выпуск множества постоянно улучшающихся версий системы или сервиса, а вот вчера это был однократный выпуск, поэтому сегодняшний «инженерный процесс» назывался «жизненный цикл».
Люди, AI-агенты, организации имеют мастерство в разных видах методов, а ещё они поддерживают методы работ инструментарием: оборудованием, датчиками, компьютерами. Чтобы работа давала рационально ожидаемый результат, её надо проводить по тщательно выбранному методу, для чего этот метод надо описать.
Метод описывается знаниями, у которых тоже много имён: объяснения, теории, дисциплины, правила, алгоритмы. В ходе выполнения работ по методу его предметы меняют свои состояния. Чтобы отследить изменения этих состояний в ходе рабочего проекта, делаются чеклисты — внимание в рабочем проекте («коллективная собранность») удерживается этими постепенно заполняемыми чеклистами, а не «ментальным напряжением». Курс учит работе с чеклистами в операционном софте не своём любимом, а том, который расположен у сотрудников. Кроме того, курс задаёт процедуру «распожаризации», по которой можно помогать коллегам не тушить пожары, а содействовать тому, чтобы они вообще не возникали. Так что в какой-то мере курс «Методология» учит тому, как организовать людей на рациональную работу, а не только организоваться самому.
Методы работы используем для того, чтобы создавать и изменять системы. После курса «Методология» вы сможете обсуждать и моделировать инженерный процесс создания и развития систем, которые вы научились отслеживать в курсе «Системное мышление», чтобы много эффективней работать с опорой на знания курса «Рациональная работа».
После прохождения «Системного мышления» и «Методологии» (эти курсы даются в одном семестре, всего 6 кредитов) даётся степень квалификации — стажёр. Он видит мир как системы, поэтому не делает ключевой ошибки системного мышления — не игнорирует рассмотрение целевой системы обязательно в её окружении, то есть не игнорирует ответ на вопрос «зачем?» перед тем, как отвечать на вопрос «как сделать?». Особенность нашей процедуры квалификации в том, что надо продемонстрировать не умение размышлять в учебных кейсах (их нет!), но предъявить какие-то действия в своих проектах по исправлению таких ошибок. При этом речь не идёт о какой-то продвинутой инженерии или организационном развитии, это будет в следующих семестрах. А ещё стажёр видит методы/способы/культуры работы, может их моделировать. Стажёр уже может описать рабочий процесс и добиться уменьшения ошибок при его выполнении не только самостоятельном, но и какими-то коллегами.
«Системная инженерия» рассказывает об инженерном процессе в проектах создания и развития самых разных классов успешных систем. Составляющие методы этого инженерного процесса -- визионерство (методы работы шумпетерского предпринимателя), прикладная методология, проектирование, подготовка технологии производства, архитектура, эксплуатация, инженерия внутренней производственной платформы. Основные примеры и терминология тут — из «железной» и программной инженерии, оттуда же и основная литература. Но содержание этого курса может быть довольно легко адаптировано для других предметных областей, и наша учебная программа даже включает такие адаптации (для инженерии личности и инженерии организаций, а в разработке -инженерия сообществ).
Курс «Системная инженерия» раскрывает содержание инженерного процесса, которое начали обсуждать в «Методологии»: каждый метод работы какой-то инженерной роли (визионера, архитектора, проектировщика) получает свой большой раздел курса. Это абсолютно современный курс: в нём нет уже инженерии требований (ибо современный бизнес «тестирует гипотезы», а не «задаёт требования»), а ещё в нём абсолютно новое понятие архитектуры (это уже не «всё, что делают самые опытные разработчики»).
Интересно, что гуманитарии (например, HR директор), которые проходили нашу программу, считают самым полезным именно этот курс: «я теперь понимаю, чем заняты наши разработчики, могу как-то с ними общаться».
«Инженерия личности» рассказывает о самых общих методах создания и развития мастерства в составе личности. Личность мы понимаем как сумму всего мастерства, которое есть у какого-то агента. Если у агента вычислитель на основе нейронной сети, его не так просто запрограммировать, как программируют классический компьютер. Например, такой вычислитель — мозг человека. Но таких агентов можно обучить новым видам самого разного мастерства, изменить тем самым личность, научить агента ещё какому-нибудь методу работы.
Особенность курса в том, что к обучению «мокрой нейросети» человека (но в том числе и нейросети AI-агента) предлагается подход как к инженерии: мы не говорим о создании личности «с нуля», но говорим о её развитии путём обучения новым методам работы, пополнению новыми видами мастерства. Мы буквально проектируем и изготавливаем мастерство как часть личности, а потом это изготовленное в ходе развития личности мастерство проявляет себя за рамками учёбы. Учебный процесс (по аналогии с инженерным процессом) состоит из адаптации методов системной инженерии, но используется другая терминология: культуртрегерство, прикладная методология, методика, архитектура учебной программы, преподавание, администрирование (деканат).
В ходе организационного развития сотрудников надо учить — и новым методам работы, и новой корпоративной культуре, а клиентуру надо учить обращению с продуктами и сервисами компании, а также учить мастерству их покупки. Так что курс не столько рассказывает «как учиться», сколько рассказывает «как разработать учебный курс, а потом учить по этому курсу»
«Системный менеджмент» рассказывает об инженерии организаций как самых общих методах создания и развития успешных организаций. Эти методы аналогичны методам инженерного процесса системной инженерии, но носят другие названия, более привычные в менеджменте: бизнес, прикладная методология, орг-проектирование, лидерство, операционный менеджмент, орг-архитектура, администрирование. Курс также включает материал по управлению сообществами: как сообществом сотрудников, так и сообществами пользователей, клиентуры и всевозможными другими сообществами, требующими управления.
Курс собирает в себе весь материал предыдущих курсов и даёт необходимые знания по проектам организационного развития. После этого курса и получается квалификация «мастер оргразвития».
Все инженерные курсы предлагают какое-то немного варьирующееся от их предмета разделение труда. Эти курсы компактифицируют мышление: рассказывают о рациональной организации инженерии самых разных систем, даже тех, которые традиционно не считаются инженерными (предприятие, мастерство, клиентура). И, главное, они позволяют детально обсудить, как взаимодействуют в своей работе основатели предприятий, менеджеры, инженеры, продвиженцы.
После курсов инженерии (это 8 кредитов на три текущих курса) студента считаем готовым к каким-то оргреформам. Но мало «быть готовым», надо ещё продемонстрировать умение их проводить. В зависимости от результатов обучения после набора инженерных курсов студенты могут получить три степени квалификации (мы учим студентов самих определять, какие у них результаты — оценивать одногруппников и себя, так что любая эта квалификация оказывается по факту коллективным легко проверяемым решением):
И если у мастера пока ещё позиция не топ-менеджера, то довольно быстро наши мастера становятся топ-менеджерами. А ещё наши мастера получают право преподавать наши курсы для вузовских групп, их студенты получают наши курсы бесплатно, и даже провести бесплатно свою первую корпоративную группу: https://systemsworld.club/t/predlozhenie-dlya-vuzov-i-nashih-masterov-do-1-sentyabrya-2025-goda/14 769.
Курс «Интеллект-стек» даёт представление о SoTA (state-of-the-art) методов фундаментального мышления (мы называем это методами интеллект-стека): понятизации, собранности, семантики, математики, физики, теории понятий, онтологии, алгоритмики, логики, рациональности, познания/исследований, эстетики, этики, риторики, методологии, системной инженерии. Для каждой мыслительной практики интеллект-стека говорится о том, зачем она нужна, какое её место в мышлении, а также приводится краткая характеристика её современного (SoTA) состояния. Это даёт студентам возможность выхода на исследовательскую работу «на фронтире».
В итоге мы можем говорить ещё о двух степенях: