В этой схемке высшее "прикладное" образование выше пунктира, а общее для всех личностное развитие, "просвещение-2020" ниже пунктира. Тему "просвещения-2020" (хотя и под другими названиями) я поднимал уже в длинной
цепочке текстов про фундаментальное образование.
Мой тезис в том, что неуспех трёхдневных курсов зависит от плохо развитых личностей, которые "проходят мимо" эти курсы в значительно большей степени, чем от собственно содержания этих курсов. Содержание хорошее, но чтобы его применить, нужны мозги — а вот их как раз и нет. И нет массово, настолько уже массово, что впору говорить о новом Просвещении. Конечно, дикари в племени считают себя самыми умными и разумными, но им бесполезно ходить на курсы по JTBD и управлению по буферу проекта. Результатом будут образцы культа карго на их производствах.
Что с этим делать? Прежде всего —
обеспечивать фундаментальное образование для людей, которые получают прикладные знания на трёхдневных курсах. Прежде всего просвещать и добиваться какого-то "калибра личности", какого-то ненулевого уровня личного развития, какого-то уровня мышления, потом требовать знаний концептуальных дисциплин по выбранным прикладным направлениям, и лишь только потом надеяться на то, что результат прохождения трёхдневных "практических" сугубо прикладных и конкретных курсов этими людьми будет успешен — то есть этот результат будет удовлетворять всех причастных к проектам, где были задействованы компетенции, полученные на этих трёхдневных курсах.
Действительно, какая там системная инженерия, если нет системного мышления? Нет в голове понятия о границе системы — нет возможности понять про требования, не возможности понять, о чём именно там стоит беспокоиться в применении практики JTBD. Нет понятия в голове о жизненном цикле — нет возможности понять, о чём там беспокоиться в управлении буферами работ.
А какое системное мышление, если нет понимания о том, как соотносятся модели мира в голове, в компьютере, на листочке бумаги, в учебнике (и слайдах тех самых трёхдневных курсов!), и реальные объекты в физическом мире? Как мы будем менять физический мир, а не разные его изображения? Как перейдём границу прожектёрства? Как будем принимать решения, оценивать вероятность того, что решения сработают? Никакого системного мышления, если не пройдены основы онтологики. А лучше не только основы, но и получены какие-то более глубокие компетенции.
Онтологика сама по себе уже очень абстрактная и неконкретная, зубодробительная дисциплина. Как будем управлять вниманием, занимаясь там мышлением? Как будем брать себя в руки, не отвлекаясь на фейсбук, ЖЖ и прочая и прочая? Этому тоже нужно учить! Нельзя надеяться, что это умение придёт само собой. Это всё базовое образование, личное развитие, фундаментальная компетенция. Нужно просвещать, бороться с незнанием таких основ ровно так же, как в двадцатые годы боролись с неграмотностью — и у взрослых, и у детей.
Жалеть и учить, жалеть и учить. Но учить не прикладным навыкам, они в 21 веке стухнут за пару лет. Вот обобщение предыдущей картинки как "обратной пирамидки" разных мышлений, которые обладают разной степенью выживаемости во времени — я эту пирамидку обсуждаю в своём учебнике "Системное мышление":