Негуманитарные, или инженерные знания и умения. В фокусе гуманитарных знаний менеджера – человек (психология, управление, взаимодействия и т.д.). В фокусе негуманитарных знаний – производимый продукт (товар, услуга); люди в этой системе рассматриваются в связи с данным продуктом.
Негуманитарные знания менеджера также можно разделить на две категории: фундаментальные знания и
методология системного подхода.
Фундаментальные знания – это знания в рабочей области деятельности и смежных областях. Невозможно хорошо руководить предприятием химической отрасли, не зная хотя бы основ химии, или управлять поликлиникой, не будучи врачом. Абсолютное большинство менеджеров понимает важность данной области знаний и регулярно повышает собственную квалификацию, отслеживая последние достижения, новые технологии и общее развитие в своей отрасли.
Системный подход – это особый угол зрения, не менее важный для успешного управления, чем наличие нужного объема гуманитарных и фундаментальных знаний. Об этом более подробно далее.
Системный подход в управлении. Один из основных принципов эффективного управления – это мышление в категориях систем: нужно уметь любую деятельность, предприятие, продукт, команду и т.д. рассматривать как систему.
Такое
системное мышление можно развить самостоятельно, но быстрее и проще освоить под руководством преподавателя и ментора (это как с математикой — можно самому, но это под силу лишь единицам).
В настоящее время системный подход отличается от того каким он был в прошлом веке. Сейчас, например, многие еще пытаются подойти к понятию «системы» через словарное определение («система – это множество элементов, связанных между собой в нечто целое»), тогда как в настоящее время фокус системного подхода сместился к тому, что первостепенное значение имеет то, что окружает систему и частью чего она является. То есть, если раньше нас интересовало то, что внутри системы и из чего она состоит, то сейчас сначала нужно выяснить внешнее окружение системы и именно его нужно изучить в первую очередь (прежде чем, озаботиться внутренним устройством системы).
Системный менеджер должен мыслить, как минимум, в категориях трех систем: целевой системы (продукт), обеспечивающей системы (команда) и использующей системы (клиент). При этом менеджер должен постоянно держать в голове элементы этих систем, их взаимодействия и взаимодействия самих систем между собой, а также всех заинтересованных лиц (
стейкхолдеров) и их интересы в каждой из систем.
Звучит сложно? Совершенно верно, для освоения системного подхода требуется определенное время и упорство, его нельзя свести к набору простых рекомендаций.
Почему же тогда стоит тратить на это время? А вот почему: системный подход позволяет легко управлять проектами любой сложности, успешно создавать высокотехнологичные продукты и сервисы, координировать работу междисциплинарной команды и учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Именно он позволяет создавать успешные системы и делать это быстрее, надежнее и качественнее своих конкурентов.
Многие успешные менеджеры интуитивно или сознательно практикуют системный подход, но передать этот навык другому человеку значительно сложнее, чем гуманитарные знания и умения. В нашей Школе разработана авторская методика обучения системному подходу – мы учим не столько «делать А и Б, чтобы получить В», сколько смотреть под нужным углом, чтобы увидеть систему.