Системный менеджмент и инженерия
(только для тех, кто уже освоил программу первых двух семестров, включающую курсы "Моделирование и собранность", "Системное мышление", "Методология")
В третьем семестре плотность подачи материала увеличится (как и в любом вузе), но вы с этим справитесь, ибо уже два семестра тренировались в том, как разбираться с новыми сложными ситуациями. Эти новые ситуации встретятся вам не только в ваших проектах, но и в нашем третьем семестре, но после первых двух семестров они не будут казаться такими сложными.
В ходе третьего семестра вы научитесь: - Рассматривать самые разные деятельности как инженерию, в том числе обучение как "создание и развитие мастерства в другой личности" и менеджмент как "создание и развитие организации"
- Проверять, все ли необходимые инженерные, менеджерские, обучающие роли отыгрываются в конкретном проекте, или какие-то из них пропущены. Узнаете, как эти роли сотрудничают и почему они конфликтуют (например, в чём именно конфликт между ролями разработчика и архитектора, орг-разработчика и орг-архитектора, автора курсов и архитектора учебной программы - это один и тот же конфликт в инженерии "железных" и программных систем, менеджменте, инженерии личности)
- Познакомитесь с самыми свежими версиями инженерии: узнаете, почему в ней уже нет инженерии требований, как именно изменилось понятие архитектуры, почему отказались от понятия "жизненный цикл".
В ходе семестра выполнение задач будет идти на материале ваших проектов, так что ваша работа получит немедленную пользу. Все три курса семестра можно рассматривать как один большой курс, для удобства поделенный на части "Системная инженерия", "Инженерия личности" и "Системный менеджмент" (вы будете проходить эти курсы последовательно, а не как обычно в вузах "все сразу параллельно"). Дальше вы пойдёте заниматься по программе четвёртого семестра, где вам предстоит пройти курсы "Создание объяснений" и "Этичная риторика". После третьего семестра вы можете получить квалификацию "Мастер" (умеете не столько сами договориться с другими, но и договорить окружающих между собой), а когда пройдёте программу четвёртого семестра "Объяснения и риторика", можно начинать задумываться о квалификации "Реформатор" (организовывать сообщества, то есть выходить за пределы менеджмента отдельных организаций, где есть прямое подчинение).
Содержание третьего семестра:
1. Системная инженерия: Курс нормативной фундаментальной практики "Системная инженерия" учит тому, какие роли и какие практики нужны для выполнения каких-то изменений мира к лучшему. Это курс о том, "как делать", а не только о том, "как думать о том, как делать". Рассказ идёт о практиках современной системной (основанной на системном мышлении) безмасштабной (для систем самого разного вида) и непрерывной (эксплуатируемая система постоянно развивается) инженерии. Курс базируется на совмещении изложения лучших практик программной инженерии, классической «железной» системной инженерии и инженерии предприятия, поэтому в какой-то мере его можно считать и прикладным курсом.
Разделы курса:
- Безмасштабная непрерывная системная инженерия
- Непрерывная разработка
- Непрерывное принятие архитектурных решений
- Непрерывное введение в эксплуатацию (DevOps)
2. Инженерия личности Курс учит развитию личности путём её обучения. Точно так же, как «менеджмент» оказывается инженерией организации, инженерией личности оказывается «обучение» какому-то мастерству. Курс задаёт основные практики обучения: культуртрегерство, авторство учебных материалов (методология как ответ на вопрос «чему учить» и методика как ответ на вопрос «как учить»), архитектурную работу в обучении, преподавание, оценку результатов обучения, администрирование обучения.
Разделы курса:
- Инженерия личности и системная инженерия
-
Практика культуртрегерства
- Практика методологической работы: "чему учить"
- Практика методической работы: "как учить"
- Архитектурная работа в обучении
- Практика преподавания
- Оценка результатов обучения
- Практика администрирования обучения
- Клубная работа
- Примеры инженерии личности
3. Системный менеджментКурс учит практике менеджмента как системной инженерии успешных организаций. Курс выделяет основные менеджерские роли (бизнесмен, орг-архитектор, организатор, администратор) аналогично инженерным ролям, рассказывает о менеджерских практиках, включая стратегирование, архитектуру предприятия и орг-проектирование, лидерство и целеполагание, управление работами и финансами, администрирование.
Разделы курса:
- Системный менеджмент и системная инженерия
- Практики менеджмента и роли менеджеров
- Практика прибыльности (бизнес)
- Практика стратегирования
- Теория стратегирования
- Практика управления работами (операционный менеджмент)
- Практика организационного дизайна
- Практика архитектуры предприятия
- Практика лидерства
- Практика администрирования
Автор курсов третьего семестра: Анатолий Левенчук.
Преподаватели курсов третьего семестра: Юлия Чайковская.
Инструкторы курсов первого семестра: Виктор Агроскин и
Владимир Бодров.