Идея кадрового резерва проста: мы берём заранее известного нам сотрудника организации, который уже много чего узнал об организации и её предметной области (это внутренний резерв) или наоборот – никак не связан текущим устаревшим знанием (это внешний резерв) – и двигаем его на свободную вакансию (масло масляное, ну да ладно) на более высокую должность в тот же момент, в который эта должность появляется. “Резерв” в том, что мы берём заранее известного сотрудника той же корпоративной культуры (если надо – внутренний резерв), или альтернативной (внешний резерв), а не ищем его в пожарном порядке. Откуда появляются свободные вакансии? Причин много, но на всей цепочке chain of command регулярно кадровый голод:
- рост компании, открываются новые направления, ими надо рулить, но все текущие начальники и так заняты
- начальник уволился к конкурентам, вышел на пенсию и уволился, заболел и не тянет
- вырос до своего уровня некомпетентности и его убрали “вверх вбок” (номенклатура!) по принципу Питера (Принцип Питера — Википедия).
Во всех этих случаях вы не теряете время на поиск сотрудника – у вас же есть кадровый резерв!
Конечно, кадровый резерв имеет множество альтернативных имён, от talent pool или talent community в составе обширной talent ecosystem до talent bench в прямом сравнении со скамейкой запасных игроков в спорте. Talent reservoir, candidate pool – имён множество. И смежные идеи типа “кадровой защищённости” (personnel security), куда сегодня входит помимо собственно классических “угроз” безопасности (типа “чтобы не было воров”) ещё и понимание, что ценных сотрудников надо беречь от сманивания конкурентами, а также защищаться от угроз работе, возникающих от долго пустующих вакансий – особенно, если это вакансии начальников.
Чем это отличается от традиционной “карьерной лестницы” (promotion ladder, career ladder)? Тем, что всяческие лестницы традиционно линейны/“водопадны”, а в случае многоуровневых кадровых резервов и хитрых карьерных путей будущие начальники проходят не слишком линейный отбор и даже подготовку, это современная “инженерия ценного кадра, ой, таланта”. Ну, и по “лестницам” народ движется обычно снизу вверх в иерархии к вершине, а через все эти пулы возможны весьма витиеватые маршруты, включая боковые.
В новых процессах работы с талантами появляются слова про internal mobility, и вот тут важное – в лестницах подразумевается, что “сотрудники всё время идут по лестнице”, но это враньё: они дорастают каждый до какого-то потолка. А дальше – застревают, несмотря на все свои таланты, никакой тебе mobility. Конечно, идея карьерной лестницы в том, что просто сотрудники от времени работы на нижней ступеньки набираются опыта работы на следующей ступеньке. Ну, иногда пытаются как-то подтолкнуть, скажем, делают программы менторинга, чтобы джуны быстрее через миддлов доходили до сеньоров у инженеров, но я видел много раз, как все эти программы менторинга проваливались в деле, существовали только на бумаге (как выразился один начальник отдела: “если я ему начальник, то беру ответственность и выращиваю – из десятка один потом сможет занять моё место. А если там какие-то менторы, которые не начальники – то как вообще там на что-то можно влиять?”). Ну, и способные менторить обычно ещё и способны работать – и ещё непонятно, где от них больше пользы, когда они менторят или когда они просто работают, не отвлекаясь (и “менторить” надо ещё уметь – и это ещё и не заменяет полноценного обучения, советы – это не обучение!).
В разных agile процессах talent pipeline, talent supply chain, personalized career journey, internal talent marketplace и прочих со всеми этими кадровыми (талантов!) “пулами” и “сообществами” можно готовить людей к новым работам, в том числе подучивать. В литературе, конечно, огромное число вариантов всех этих agile процессов работы с кадрами. Но не они предмет моего поста, это оставим для курса “Системный менеджмент”.
Мне тут важно два аспекта:
- что там происходит с сообществами, ибо “многоуровневый кадровый резерв” (назовём это так) по факту – набор сообществ. Грубо говоря, есть 10 мест в правлении, и кадровый резерв на 50 человек для них. Есть 100 менеджеров следующего звена и кадровый резерв 500 человек для них. Есть 1000 человек рангом пониже и 5000 готовых занять их места. И, скажем, 50000 человек во всей организации. Эти цифры абсолютно с потолка, но литература тут чётко указывает, что если начинают появляться какие-то цифры “числа людей, взятых по какому-то признаку”, то надо смотреть на “сообщества” и дальше сразу вовлечение-1 (как завлечь), принадлежность и вовлечение-2 (как использовать).
- в этой модели людей принято доучивать (и как членов разных сообществ – например, явно доучивать новой корпоративной культуре), но и просто учить, например, менеджменту как учебному предмету, ибо очень часто promoting – это при переходе на более высокий уровень начальствования или больше разговоров с менеджерами (и надо бы понимать, что у них в головах), или прямой прихват менеджерских обязанностей (скажем, операционный менеджмент), или даже топ-менеджерских обязанностей (прежде всего – обязанностей по организационному развитию, а не по “разруливанию текучки”).