Второй семестрСистемное мышление и методологияНа программу второго семестра принимаются только те выпускники, которые успешно освоили программу первого семестра (получен, как минимум, сертификат об окончании онлайн-курса).
Во втором семестре плотность подачи материала увеличится, но вы с этим справитесь, ибо весь первый семестр тренировались в том, как разбираться с новыми сложными ситуациями. Эти новые ситуации встретятся вам не только в ваших проектах, но и в нашем втором семестре, но после первого семестра они не будут казаться такими сложными.
В ходе второго семестра вы научитесь: - Системному мышлению, и это будет новейшее третье поколение системного мышления. После первого семестра вы уже не только умеете моделировать, но и умеете доводить дела до конца, не терять внимания в ходе этого моделирования. Во втором семестре вы научитесь не просто моделировать, а моделировать системно - опираясь на системное мышление, то есть делать не просто какие-то модели, а реально важные для работы модели.
- Азам методологии в их приложении к системной инженерии, обучению людей и AI, менеджменту. Вы будете использовать это знание, чтобы принимать решения по выбору метода работы в инженерии, менеджменте, обучении других людей и AI-агентов. Если вы не замечали, как именно работаете вы и ваши коллеги, то вы начнёте это замечать.
В ходе семестра выполнение задач будет идти на материале ваших проектов, так что ваша работа получит немедленную пользу. Оба курса семестра можно рассматривать как один большой курс, для удобства поделенный на части "Системное мышление" и "Методология" (вы будете проходить эти курсы последовательно, а не как обычно в вузах "все сразу параллельно"). Дальше вы пойдёте заниматься по программе третьего семестра, где вам предстоит пройти курсы "Системная инженерия", "Инженерия личности", "Системный менеджмент". После второго семестра вы можете получить квалификацию "Практик" (по факту умеете быстро в проекте попадать в состояние - "договорился со всеми"), а когда пройдёте программу третьего семестра "Менеджмент и инженерия", можно думать о квалификации "Мастер" (умеете не столько сами договориться с другими, но и договорить окружающих между собой).
Содержание второго семестра:1. Системное мышление:Курс о том, "как думать о создаваемых и развиваемых рукотворных системах". Курс универсален для самых разных проектов создания и развития систем - от "железа" и софта, через биологические живые системы к личностям и организациям. Системное мышление помогает бороться со сложностью в самых разных проектах: оно даёт возможность выделять своим вниманием всё важное, на время отбрасывая неважное, но при этом удерживать целостность ситуации, учитывая взаимовлияния этих по отдельности продуманных важных моментов. Системное мышление происходит путём мышления моделированием (с текстами на формальных языках или данными в таблицах) и письмом (с текстами на естественных языках, но с отслеживанием типов объектов и видов отношений объектов в этих текстах), поэтому внимание не только наводится на важные предметы, но и удерживается на них всё время проекта: записанное не так легко забыть в суете. А ещё системное мышление даёт возможность заниматься творчеством: в его неформальной части позволяет делать догадки о возможных решениях по изменению мира к лучшему, а в формальной части – критиковать эти решения, чтобы выжившие критику решения взять всерьёз, то есть положить основой для коллективных действий. Системное мышление управляет вниманием многих людей в сложных коллективных проектах, привлекая это коллективное внимание к важному и экономя время путём исключения из мышления неважного.
Разделы курса:
- О мышлении
- Наш вариант системного мышления: третье поколение
- Творчество: догадки и их критика
- Воплощение и описание системы
- Практики/деятельности/культуры/методы работы и роли агентов
- Интересы
- Системные уровни
- Графы создания
- Целевая система и её надсистема
- Как описывать системы
- Системное моделирование
- Вместо глоссария: онтология системного подхода третьего поколения
2. МетодологияКурс от том "как думать о том, как что-то делать", как моделировать коллективную деятельность. Курс рассказывает о практиках (деятельностях, инженериях, видах труда, способах, методах, культурах, стилях работы) создания и развития систем. Изложение идёт главным образом для практик таких создателей систем, как люди и их организации с их компьютерами (включая AI-агентов) и оборудованием. В курсе даётся современное понимание методов создания и разработки, даётся системная схема проекта как набор объектов, изменения которых должны отслеживаться в ходе всего проекта.
Разделы курса:
- Методология как фундаментальный метод мышления
- Создание и развитие: не жизненный не цикл
- Инженерные процессы (методы разработки)
- Метод как объект первого класса
- Коллективная собранность в отслеживании выполнения работ
- Теория стратегирования
Автор курсов второго семестра: Анатолий Левенчук.Преподаватели курсов второго семестра: Юлия Чайковская.