8-я ежегодная конференция ШСМ
СОВРЕМЕННЫЙ СИСТЕМНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ИНЖЕНЕРИЯ-2024
20-21 апреля 2024 года
Обратная связь
Close
Пишите нам — мы на связи!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности




Онлайн-курс
"Методология"

онлайн-курс по методологии на основе современных инженерных и менеджерских международных стандартов
Чему учит этот курс
  • Как уложить в голове клубок проектов, в которых приходится участвовать - и не прозевать в рабочей суете что-то важное;
  • как одинаково рассуждать о методе, практике, деятельности, труде, инженерии и всём остальном, что делают люди, команды, коллективы, организации, производственные кооперации;
  • как создателям предприятий (founders) договориться с менеджерами по развитию, менеджерам по развитию договориться с сотрудниками, сотрудникам договориться с клиентами.
Какие задачи поможет решить курс
  • На чём удерживать внимание в проекте
    Методология рассказывает, как удерживать внимание в сложном клубке человеческих и не очень человеческих деятельностей. В курсе будет предложена системная схема проекта, которая разворачивается для длинных проектных цепочек. Это позволяет разобраться не только в ситуации уже работающего проекта, но и в ситуации организации проекта, и даже организации предприятия, которое организует проекты.
  • Как научиться удерживать внимание на способе работы
    Метод, практика, деятельность, труд, инженерия - это всё разные способы сослаться на способ, которым происходит какая-то работа. Этот способ/практика/деятельность (и так далее) обычно состоит из дисциплины, которая должна быть в голове у работника (если этот работник имеет голову! если работник какой-нибудь "цех №4", то эту голову будет довольно трудно найти!) и технологии (оборудование и материалы), которые нужно развернуть на рабочих местах.
  • Как договориться собственникам, менеджерам, инженерам, клиентам
    В курсе подробно рассказывается о том, как думать о цепочке проектов, приводящих к созданию какой-то системы для клиента: собственник создаёт предприятие, предприятие в лице менеджера по развитию создаёт команду проекта, команда проекта создаёт систему. И это мы описали не самую сложную "цепочку создания". Оказывается, можно более-менее одинаково думать о каждом звене такой цепочки, и на основании этого одинакового мышления договориться собственникам предприятия, менеджерам, инженерам, клиентам.
  • Как думать о не жизненном не цикле
    Понятия "управление жизненным циклом" и даже "цифровой двойник" сегодня у всех на слуху, но как об этом думать? Чем управление жизненным циклом отличается от управления работами? Тем более что системы, которые нужно изготавливать - ни разу не живые (они железные, программные, и сами не растут!), а ещё они не несут яйца и не живородят (то есть их "не жизнный цикл" - не цикл!). В курсе подробно рассказано, что такое жизненный цикл системы.
Записаться на курс
Что вы получите на курсе
Помимо ясности в голове
Умение говорить о методе, труде, практике, деятельности
Основное содержание курса взято из международных стандартов системной инженерии и менеджмента (так, системная схема проекта взята из OMG Essence 1.2:2018, примером стандарта инженерных практик служит ISO 15288:2015). Мы даём русскоязычные переводы основных терминов, что существенно облегчает понимание методологии и помогает потом разговаривать с коллегами.
Опыт методологических рассуждений
В курсе приводится 49 микроситуаций, для них задаётся 244 вопроса. Ответы на эти вопросы будут проверены, и будут даны правильные ответы с разъяснениями. А ещё даётся 9 примеров на моделирование, где нужно заполнить 10 табличек. Также приводится 3 задания, где нужно выполнить 9 отдельных микропроектов. Так что в курсе вы не просто прочитаете про методологию, но и потренируетесь в её применении к учебным ситуациям и вашим рабочим проектам.
Умение примерно одинаково размышлять в разных проектах
Наша версия методологии сильна тем, что она может быть приложима к проектам для создания самых разных систем - простых изделий из косного вещества (пластмассовая мыльница, журнальный стол), сложных киберфизических систем (даже атомных станций и авиалайнеров), существ (помидоры на ферме, рыба в пруду), личностей (психотерапия, коучинг, образование), организаций (менеджмент команд, коллективов, больших предприятий и даже производственных коопераций многих предприятий), сообществ (многие тысячи людей, плохо знающих друг друга), обществ (например, гражданское общество в рамках одной какой-то страны), и даже человечества в целом. Во всех этих случаях вы сможете рассуждать про практики/методы/способы работы в проекте примерно одинаково.
Курс рекомендуется для тех, кто прошёл курс практического системного мышления (по факту курс "Методология" это просто продолжение курса "Практическое системное мышление") и уже знаком с тем, как думать о целевой системе в её окружении.

Курс методологии посвящён тому, что делает система создания, что делает создатель целевой системы (а также создатель создателя, создатель создателя создателя, и так далее по цепочке создания. Эти цепочки в жизни оказываются чрезвычайно распространены). Все эти клубки продуктов, сервисов, людей и оборудования, софта и непрерывно меняющегося их окружения могут быть представлены в виде нескольких объектов внимания в проекте, курс для этого даёт "системную схему проекта". Курс подойдёт для:
  • инженеров, которым достался более сложный в разработке продукт, сервис или софт, чем они способны прямо сейчас переварить;
  • инженеров, которые доросли до менеджерских задач и поняли, что им не хватает знаний;
  • менеджеров, которым нужно договориться со своими инженерами;
  • предпринимателей, которым нужно организовать новое дело;
  • самых разных людей, столкнувшихся с необычными проектами и испытывающих затруднения в их формулировании;
  • интересующимся современной версией системного мышления и методологии, которую проверили на работоспособность системные инженеры и менеджеры.
    По итогам курса вы получите подтверждающий прохождение курса сертификат, подписанный руководством Школы системного менеджмента.

    Для выданных сертификатов есть возможность проверки их подлинности:

    Программа курса
    5

    глав, 54 подраздела
    49

    ситуаций (кейсов) и к ним 244 вопроса с авторскими ответами
    9

    упражнений по моделированию, в которых нужно заполнить 10 таблиц
    3

    задания на мышление письмом, в которых 9 «подзаданий»
    Содержание курса эквивалентно содержанию семестрового вузовского курса, за исключением проверки выполнения упражнений по моделированию и заданий.

    По нашим оценкам, курс можно изучить за 60 часов вашего времени на чтение материалов и качественное выполнение заданий, что примерно соответствует 2 академическим кредитам. Мы рекомендуем реорганизовать вашу жизнь, чтобы выделить на курс пару часов ежедневно. Не нужно растягивать эти часы на полгода: к концу курса вы тогда уже не вспомните, что там было в его начале.

    Курс проходится с тем темпом, в котором вам удобно его проходить (self-paced). Никаких дедлайнов или понуканий, все тут взрослые люди. Когда решите все задания курса (проверяется компьютером), получите сертификат о прохождении (но учтите, что ответы на вопросы нужно обосновывать письменно, и при пустых обоснованиях или с абракадаброй вместо обоснований мы сертификат не выдадим). Много людей выбирают пройти курс дважды (или хотя бы перечитать учебник с самого начала): после прохождения последнего раздела много понятней становится то, что и зачем говорилось в первых разделах.

    В качестве обязательного пререквизита - прохождение курса "Системное мышление" (в курсе методологии много отсылок к новым материалам этого курса). Также крайне рекомендуется прохождение первого семестра образовательной программы "Организационное развитие" "Моделирование и собранность" или онлайн-курса "Онтологика и коммуникация" (там даётся работа с типами, без владения техникой этой работы учебник будет просто непонятен).

    Курс содержит полный текст учебника "Методология" (5 разделов, 54 подраздела, 49 учебных ситуаций с 244 вопросами и авторскими ответами на них). Главное в курсе даже не чтение учебника, а работа студента в заданиях по моделированию на материале рабочих, а не учебных проектов (предлагается заполнить 10 табличек, выполнить 9 пунктов заданий). Курс не "знакомит", а "учит" - после курса вы просто продолжаете моделировать методы вашей работы в ваших рабочих проектах, используя шаблоны наших табличек как образец. Курс не содержит видеолекций, ибо наш опыт показывает, что по видеоматериалам фундаментальные дисциплины, к числу которых относится методология, освоить почему-то не получается, нужно обязательно читать учебник.

    Чат поддержки курсов "Методология" и "Системное мышление" в Telegram.
    Содержание курса
    • 1
      Методология как фундаментальная дисциплина
      • Что такое методология
      • Понятие метода
      • Зачем изучать методологию
      • Методология и системное мышление
    • 2
      Создание и развитие: не жизненный, не цикл
      • Биологический жизненный цикл
      • Жизненный цикл системы 1.0: работы, меняющие состояния целевой системы
      • Выполнение работ оргзвеньями
      • Изображение жизненного цикла как работ (ЖЦ 1.0)
      • Жизненный цикл проекта
      • Проблемы с жизненным циклом 1.0
      • Практики
      • Жизненный цикл 2.0: практики, по которым выполняются работы
      • Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
      • Цепочки создания
      • «Времена» рассмотрения системы
      • Понятие практики
      • Дисциплина практики и как её описывать
      • Технология поддержки практики
      • Совершенствование и развитие
      • Где искать описания современных инженерных практик
      • Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
      • Исчерпывающие методы/методологии
    • 3
      Концепция создания и развития системы (модель жизненного цикла)
      • V-диаграмма
      • Моделеориентированность в жизненном цикле
      • Уход от «водопадов» с гейтами
      • Ещё раз про организацию разработки/управление жизненным циклом
      • Разнообразие методов управления работами
      • Гибкие методологии управления жизненным циклом и управление кейсами для управления работами
      • Развитие системы
      • Метод разработки ничего не скажет об организации
    • 4
      Практика как объект первого класса
      • Онтологический статус практики
      • Практика как объект первого класса
      • Декомпозиция практик: пример приготовления кофе
      • Профессиональные сообщества (community of practice)
      • Главный приём определения практики
      • Эволюция практик
      • Системные уровни целевой системы и выбор практик
    • 5
      Системная схема проекта и предприятия
      • Диаграмма системной схемы проекта
      • Современное понятие проекта
      • Чеклисты и коллективная собранность
      • Области интересов надсистемы, целевой системы, создателя
      • Альфы — общий объект отслеживания организации/команды/коллектива/кооперации проекта
      • Альфа коммерческой возможности
      • Альфа внешних проектных ролей
      • Альфа описания системы
      • Альфа системы
      • Альфа работы (operations/service/эксплуатации/использования) целевой системы
      • За чем следить в проекте
      • Состояния альфы и артефакты/рабочие продукты
      • Как работают с системной схемой проекта или предприятия
      • Подальфы
      • Что дальше
    Получить доступ к онлайн-курсу для самостоятельного прохождения
    Курс доступен по подписке "Бесконечное развитие". Есть два вида тарифов: бесплатный и платные, стоимостью от 600 ₽ в месяц)
    Бесплатный тариф
    Доступ к учебникам (текстам) всех онлайн-курсов Школы, без упражнений и практических заданий.

    Подойдет, если вы хотите предварительно ознакомиться с содержанием курсов или хотите всегда иметь под рукой наши учебники.

    Чтобы получить бесплатный доступ, достаточно зарегистрироваться в Aisystant, и тариф активируется автоматически.
    Попробовать бесплатно
    Платный тариф
    Полный доступ ко всем онлайн-курсам Школы, включая возможность выполнять упражнения и практические задания.

    Чтение текстов отличается от прохождения онлайн-курсов. Для развития интеллекта необходимо не просто чтение, а изучение полной версии онлайн-курса, которая включает упражнения.

    Подписка на 1 месяц - 700 руб/месяц.
    При оплате от 3 месяцев - 600 руб/месяц
    (3 месяца - 1800 руб, 6 месяцев - 3600 руб и т.д.)

    Если у вас закончится платная подписка, то ваш тариф автоматически сменится на бесплатный.
    Купить платный тариф

    Подписка "Бесконечное развитие"

    Доступ ко всем онлайн-курсам осуществляется по подписке за 900 руб в месяц, но все теоретические материалы доступны бесплатно. Платная подписка дает полный доступ ко всем упражнениям и практическим задачам всех онлайн-курсов.

    Быстрые и качественные результаты обучения достигаются на курсах с преподавателем, но с подпиской вы можете учиться по своему графику в режиме самоучителя. Но даже такой формат самообучения рекомендуем дополнять доступными по цене подготовительными курсами с преподавателями.

    Мы постоянно ведем исследования, выявляем и тестируем лучшие практики, а также обновляем наши онлайн-курсы. Мы будем благодарны вам, если вы сможете оформить подписку с автопродлением. Изучайте наши программы и делайте вместе с нами мир лучше.

    Ознакомиться с подпиской и выбрать тариф можно
    на этой странице.

    Для оформления подписки на юридическое лицо пишите по адресу info@system-school.ru.

    Всё ещё не уверены насчет курса?
    Присоединяйтесь к чату абитуриентов в Телеграм
    в чате вы сможете задать коллегам и преподавателям интересующие вас вопросы и принять взвешенное решение

    (если не получается перейти по ссылке, вы можете найти чат через поиск: @welcomeSSM)

    Научный руководитель Школы системного менеджмента, директор по исследованиям Русского отделения международного совета по системной инженерии (INCOSE). Стаж стратегического и методологического консультирования - тридцать один год. Автор учебников «Образование для образованных 2021» и «Системное мышление 2020».
    Является признанным экспертом в сфере высоких технологий, профессионально занимается методологией системной и программной инженерий, инженерного и технологического менеджмента, технологического предпринимательства. В сферу его интересов также входят искусственный интеллект и глубокие нейронные сети, семантические технологии, корпоративные и инженерные информационные технологии, имитационное и концептуальное мультимоделирование, стандартизация.
    Ведёт блог «Лабораторный журнал» (ailev.livejournal.com).