Обратная связь
Close
Пишите нам — мы на связи!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности

Онлайн-курс
"Методология 2022"

онлайн-курс по методологии на основе современных инженерных и менеджерских международных стандартов
Чему учит этот курс
  • Как уложить в голове клубок проектов, в которых приходится участвовать - и не прозевать в рабочей суете что-то важное;
  • как одинаково рассуждать о методе, практике, деятельности, труде, инженерии и всём остальном, что делают люди, команды, коллективы, организации, производственные кооперации;
  • как создателям предприятий (founders) договориться с менеджерами по развитию, менеджерам по развитию договориться с сотрудниками, сотрудникам договориться с клиентами.
Какие задачи поможет решить курс
На чём удерживать внимание в проекте
Методология рассказывает, как удерживать внимание в сложном клубке человеческих и не очень человеческих деятельностей. В курсе будет предложена системная схема проекта, которая разворачивается для длинных проектных цепочек. Это позволяет разобраться не только в ситуации уже работающего проекта, но и в ситуации организации проекта, и даже организации предприятия, которое организует проекты.
Как научиться удерживать внимание на способе работы
Метод, практика, деятельность, труд, инженерия - это всё разные способы сослаться на способ, которым происходит какая-то работа. Этот способ/практика/деятельность (и так далее) обычно состоит из дисциплины, которая должна быть в голове у работника (если этот работник имеет голову! если работник какой-нибудь "цех №4", то эту голову будет довольно трудно найти!) и технологии (оборудование и материалы), которые нужно развернуть на рабочих местах.
Как договориться собственникам, менеджерам, инженерам, клиентам
В курсе подробно рассказывается о том, как думать о цепочке проектов, приводящих к созданию какой-то системы для клиента: собственник создаёт предприятие, предприятие в лице менеджера по развитию создаёт команду проекта, команда проекта создаёт систему. И это мы описали не самую сложную "цепочку создания". Оказывается, можно более-менее одинаково думать о каждом звене такой цепочки, и на основании этого одинакового мышления договориться собственникам предприятия, менеджерам, инженерам, клиентам.
Как думать о не жизненном не цикле
Понятия "управление жизненным циклом" и даже "цифровой двойник" сегодня у всех на слуху, но как об этом думать? Чем управление жизненным циклом отличается от управления работами? Тем более что системы, которые нужно изготавливать - ни разу не живые (они железные, программные, и сами не растут!), а ещё они не несут яйца и не живородят (то есть их "не жизнный цикл" - не цикл!). В курсе подробно рассказано, что такое жизненный цикл системы.
Записаться на курс
Что вы получите на курсе
Помимо ясности в голове
Умение говорить о методе, труде, практике, деятельности
Основное содержание курса взято из международных стандартов системной инженерии и менеджмента (так, системная схема проекта взята из OMG Essence 1.2:2018, примером стандарта инженерных практик служит ISO 15288:2015). Мы даём русскоязычные переводы основных терминов, что существенно облегчает понимание методологии и помогает потом разговаривать с коллегами.
Опыт методологических рассуждений
В курсе приводится 55 микроситуации, для них задаётся 280 вопросов. Ответы на эти вопросы будут проверены, и будут даны правильные ответы с разъяснениями. А ещё даётся 9 примеров на моделирование, где нужно заполнить 11 табличек. Также приводится 3 задания, где нужно выполнить 9 отдельных микропроектов. Так что в курсе вы не просто прочитаете про методологию, но и потренируетесь в её применении к учебным ситуациям и вашим рабочим проектам.
Умение примерно одинаково размышлять в разных проектах
Наша версия методологии сильна тем, что она может быть приложима к проектам для создания самых разных систем -- простых изделий из косного вещества (пластмассовая мыльница, журнальный стол), сложных киберфизических систем (даже атомных станций и авиалайнеров), существ (помидоры на ферме, рыба в пруду), личностей (психотерапия, коучинг, образование), организаций (менеджмент команд, коллективов, больших предприятий и даже производственных коопераций многих предприятий), сообществ (многие тысячи людей, плохо знающих друг друга), обществ (например, гражданское общество в рамках одной какой-то страны), и даже человечества в целом. Во всех этих случаях вы сможете рассуждать про практики/методы/способы работы в проекте примерно одинаково.
Курс рекомендуется для тех, кто прошёл курс практического системного мышления (по факту курс "Методология" это просто продолжение курса "Практическое системное мышление") и уже знаком с тем, как думать о целевой системе в её окружении.

Курс методологии посвящён тому, что делает система создания, что делает создатель целевой системы (а также создатель создателя, создатель создателя создателя, и так далее по цепочке создания. Эти цепочки в жизни оказываются чрезвычайно распространены). Все эти клубки продуктов, сервисов, людей и оборудования, софта и непрерывно меняющегося их окружения могут быть представлены в виде нескольких объектов внимания в проекте, курс для этого даёт "системную схему проекта". Курс подойдёт для:
  • инженеров, которым достался более сложный в разработке продукт, сервис или софт, чем они способны прямо сейчас переварить;
  • инженеров, которые доросли до менеджерских задач и поняли, что им не хватает знаний;
  • менеджеров, которым нужно договориться со своими инженерами;
  • предпринимателей, которым нужно организовать новое дело;
  • самых разных людей, столкнувшихся с необычными проектами и испытывающих затруднения в их формулировании;
  • интересующимся современной версией системного мышления и методологии, которую проверили на работоспособность системные инженеры и менеджеры.
    Программа курса
    По итогам курса вы получите подтверждающий прохождение курса сертификат, подписанный руководством Школы системного менеджмента.

    Для выданных сертификатов есть возможность проверки их подлинности:

    5

    глав, 65 подразделов
    55

    ситуаций (кейсов) и к ним 280 вопросов с авторскими ответами
    9

    упражнений, в которых нужно заполнить 11 таблиц
    3

    задания на мышление письмом, в которых 9 «подзаданий»
    Содержание курса эквивалентно содержанию семестрового вузовского курса, за исключением проверки выполнения упражнений по моделированию и заданий.

    Курс потребует ориентировочно 90 часов вашего времени на чтение материалов и качественное выполнение заданий. Мы рекомендуем реорганизовать вашу жизнь, чтобы выделить на курс пару часов ежедневно. Не нужно растягивать эти часы на полгода: к концу курса вы тогда уже не вспомните, что там было в его начале.

    Курс проходится с тем темпом, в котором вам удобно его проходить (self-paced). Никаких дедлайнов или понуканий, все тут взрослые люди. Когда решите все задания курса (проверяется компьютером), получите сертификат о прохождении (но учтите, что ответы на вопросы нужно обосновывать письменно, и при пустых обоснованиях или с абракадаброй вместо обоснований мы сертификат не выдадим). Много людей выбирают пройти курс дважды (или хотя бы перечитать учебник с самого начала): после прохождения последнего раздела много понятней становится то, что и зачем говорилось в первых разделах.

    В качестве обязательного пререквизита - прохождение курса "Практическое системное мышление 2022" (более ранние версии курса системного мышления не подойдут, в курсе методологии много отсылок к новым материалам этого курса). Также крайне рекомендуется прохождение курса "Онтологика и коммуникация" (там даётся работа с типами, без владения техникой этой работы учебник будет просто непонятен).

    Наш курс содержит полный текст учебника, дополнительные материалы, плюс тесты с вопросами (проверяются автоматически), упражнения на моделирование и задания на мышление. Курс не содержит видеолекций, ибо наш опыт показывает, что по видеоматериалам фундаментальные дисциплины, к числу которых относится методология, освоить почему-то не получается, нужно обязательно читать учебник.

    Чат поддержки курсов "Методология" и "Практическое системное мышление" в Telegram.
    Содержание курса
    1. Методология как фундаментальная дисциплина
    • Методология как фундаментальная дисциплина
    • Понятие метода
    • Зачем изучать методологию
    • Методология и системное мышление
    2. Не жизненный не цикл
    • Биологический жизненный цикл
    • Жизненный цикл системы 1.0: работы, меняющие состояния целевой системы
    • Выполнение работ оргзвеньями
    • Изображение жизненного цикла как работ (ЖЦ 1.0)
    • Жизненный цикл проекта
    • Проблемы с жизненным циклом 1.0
    • Практики
    • Жизненный цикл 2.0
    • Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
    • Цепочки создания
    • Три времени жизненного цикла
    • Понятие практики
    • Управление жизненным циклом и другие практики менеджмента
    • Дисциплина практики
    • Технология поддержки практики
    • Совершенствование и развитие
    • Практики жизненного цикла
    • Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
    • Методологии
    3. Вид жизненного цикла
    • V-диаграмма
    • Моделеориентированность в жизненном цикле
    • V-модели как модель декомпозиции системы
    • Гибридные модели жизненного цикла
    • Уход от «водопадов» с гейтами
    • Ещё раз про управление работами и управление жизненным циклом
    • Виды практик управления работами
    • Гибкие методологии управления жизненным циклом и управление кейсами для управления работами
    • Тренды в практиках управления работами/операционного управления
    • За пределами жизненного цикла
    • Жизненный цикл как архитектура деятельности
    4. Системная схема проекта
      • Диаграмма системной схемы проекта
      • Современное понятие проекта
      • Области интересов надсистемы, целевой системы, создателя
      • Альфы — общий объект отслеживания организации/команды/коллектива/кооперации проекта
      • Альфа коммерческой возможности
      • Альфа внешних проектных ролей
      • Альфа описания целевой системы
      • Альфа воплощения системы
      • Альфа работы (operations/service/эксплуатации) целевой системы
      • Альфа описания организации
      • Альфа организации проекта
      • Альфа работы организации проекта
      • За чем следить в проекте
      • Состояния альфы и артефакты/рабочие продукты
      • Как работают с системной схемой проекта
      • Подальфы
      • Адаптация системной схемы проекта к предметной области предприятия: пример проекта учебного курса
      • V-диаграмма и системная схема проекта
      • Цифровые двойники: ещё больше подальф как объектов отслеживания
      • Диаграмма основного жизненного цикла
      • Модели зрелости и модели готовности технологий
      5. Практика как объект первого класса
      • Онтологический статус практики
      • Практика как объект первого класса
      • Декомпозиция практик: пример приготовления кофе
      • Профессиональные сообщества (community of practice)
      • Главный приём определения практики
      • Эволюция практик
      • Системные уровни целевой системы и выбор практик
      • Что дальше
      ОПЛАТА ОНЛАЙН-КУРСА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ
      Курс доступен в подписке на программу "Бесконечное развитие" (в нее включен доступ ко всем онлайн-курсам Школы за 700 ₽ в месяц)

      Программа "Бесконечное развитие"

      Подписка на онлайн-программу для самоизучения за 700 рублей в месяц.

      Вы получите доступ к следующим онлайн-курсам:
      И все будущие курсы по развитию мышления, которые выйдут во время подписки.

      Программа не действует для юридических лиц.
      Для оформления подписки на юридическое лицо пишите по адресу info@system-school.ru.
      Всё ещё не уверены насчет курса?
      Присоединяйтесь к чату абитуриентов в Телеграм
      в чате вы сможете задать коллегам и преподавателям интересующие вас вопросы и принять взвешенное решение

      (если не получается перейти по ссылке, вы можете найти чат через поиск: @welcomeSSM)
      Следуйте за нами в социальных сетях и читайте наш блог

      Научный руководитель Школы системного менеджмента, директор по исследованиям Русского отделения международного совета по системной инженерии (INCOSE). Стаж стратегического и методологического консультирования - тридцать один год. Автор учебников «Образование для образованных 2021» и «Системное мышление 2020».
      Является признанным экспертом в сфере высоких технологий, профессионально занимается методологией системной и программной инженерий, инженерного и технологического менеджмента, технологического предпринимательства. В сферу его интересов также входят искусственный интеллект и глубокие нейронные сети, семантические технологии, корпоративные и инженерные информационные технологии, имитационное и концептуальное мультимоделирование, стандартизация.
      Ведёт блог «Лабораторный журнал» (ailev.livejournal.com).

      Еще не готовы прийти к нам на курс?
      Тогда мы приготовили для вас кое-что полезное и даром: чек-лист по проектному анализу.
      Поддержать Школу


      Если ваша карта выпущена в банке за пределами России, то для оплаты перейдите по этой ссылке.